Арт-терапия — метод лечения посредством художественного творчества — привлекает к себе в последнее время всё большее вни­мание во всем мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возмож­ности не только для «исцеления» отдельных лиц и их групп, но и для «социального врачевания». Весьма показательно то, что появление первых форм арт-терапии сопутствовало глубоким изменениям в культурном «климате» развитых стран Запада, а её развитие в даль­нейшем было тесно связано с движением за реализацию прогрес­сивного общественного предназначения искусства, которое могло бы являться не столько объектом эстетической фетишизации, сколько фактором оздоровления общества и его граждан.

Несомненную привлекательность арт-терапии в глазах совре­менного человека, пользующегося в основном вербальным кана­лом коммуникации, составляет то, что она использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незамени­мым инструментом для исследования и гармонизации тех сто­рон внутреннего мира человека, для выражения которых слова малопригодны. С развитием арт-терапии связываются надежды на создание такой гуманной, «синтетической» методологии, ко­торая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

И, конечно же, интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что она в эру «аппаратурной медицины» и фармакологии апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями.

К сожалению, в России сохраняется инфор­мационный «вакуум» относительно арт-терапии. Хотя за последние годы книж­ный рынок стал гораздо более насыщен разнообразной литерату­рой, отражающей достижения большинства направлений совре­менной психотерапии, литературы с арт-терапевтической тема­тикой практически нет. Это связано, в первую очередь, с тем, что в России до последнего времени не было своей арт-терапевтиче­ской школы. Существовали лишь отдельные формы изобрази­тельной работы, используемые, главным образом, в психиатрии и рассматривающиеся в специфическом контексте врачебной психиатрической практики (Бурно М., 1989; Хайкин Р., 1992). Опора на врачебное мышление с его естественно-научными при­оритетами и восприятие художественного творчества лишь как одного из «инструментов» в руках врача вряд ли могут быть ус­ловием «равноправного партнерства» (перефразируя известный термин I. Champernowne) медицины и изобразительного искус­ства, необходимого для нормального развития арт-терапии.

Мировой опыт свидетельствует о том, что арт-терапия в каче­стве самостоятельного и достаточно влиятельного направления в лечебно-коррекционной и педагогической практике смогла сфор­мироваться лишь там, где аутентичный опыт художественной ра­боты был объединен с медицинской моделью и психотерапевтиче­скими представлениями. Попытки же «пристегнуть» изобрази­тельное творчество к амплуа врача, психолога или социального работника в большинстве случаев были чреваты той или иной фор­мой редукционизма в оценке его природы и возможностей.

В настоящее время идёт попытка представить в России арт-терапию в качестве оригинального психоте­рапевтического направления с характерной для него системой взглядов и разнообразных форм практической работы. На сего­дняшний день арт-терапия в своих лучших проявлениях пред­ставляет собой не набор эмпирических методик, базирующихся на эклектической методологии (как иногда считают малознако­мые с арт-терапией люди), но особую и достаточно хорошо очер­ченную сферу деятельности, для которой характерен свой собст­венный этос.

К этому следует добавить и то, что в ряде стран она признана в качестве самостоятельной специальности, подготовка дипломи­рованных арт-терапевтов строится в соответствии с особыми про­граммами, отвечающими всем требованиям высшего и последи­пломного образования, а их деятельность в здравоохранении, об­разовании и социальной сфере регулируется государством.

Таким образом, арт-терапия является не социальной утопи­ей или порождением дилетантов, стремящихся предложить об­ществу оригинальный способ решения его проблем или одну из альтернатив биомедицинского подхода, но зрелым и достаточно эффективным методом, реализуемым сетью специалистов в са­мых разных областях ее практического применения.

В России дело пока обстоит несколько иначе. Применяются некоторые формы изобразительной работы, например, для того чтобы «занять» больных в стационарах длительного пребывания или привить им «производственные» навыки. Рисунки нередко используются для психологического анализа, необходимого для постановки диагноза, оценки психических процессов и других целей. Применяются также определенные формы личностно-ориентированной психотерапии, при которых рисование и дру­гие виды творческого самовыражения пациента выступают в ка­честве одного из факторов реконструктивного, гармонизирую­щего воздействия на его личность. В других случаях занятия художественным творчеством и восприятие произведений искус­ства рассматриваются как условие благотворного эмоционального стресса, связанного с комплексом эстетических переживаний. Имеются и отдельные попытки включить некоторые изобрази­тельные приемы в арсенал групповой и семейной психотерапии, в лечебно-коррекционную работу с детьми, имеющими те или иные психические расстройства, в реабилитационный процесс.

В целом, однако, разнообразный опыт такой работы еще мало осмыслен в едином контексте арт-терапевтических представле­ний. Он находит то или иное обоснование в рамках традиционных для «ортодоксальной» отечественной психиатрии и психологии представлений. Однако его анализ с позиций мировых арт-тера­певтических достижений явно недостаточен. И что очень зна­чимо, в России пока еще не сформировалось достаточно авто­ритетной группы специалистов, которые рассматривали бы изо­бразительную лечебно-коррекционную работу в качестве своего основного амплуа и соответственно стремились бы к его призна­нию в глазах общества.

Тем не менее, интерес к использованию изобразительных форм работы в самых разных сферах деятельности растет в России очень быстро, что дает определенные основания надеяться на то, что в ближайшие годы арт-терапия сможет оформиться здесь в общественно значимое направление. Это, очевидно, может про­изойти в том случае, если будет налажен достаточно активный диалог с представителями зарубежных арт-терапевтических школ и обеспечен свободный доступ информации, отражающей мировые достижения в этой области, а лучший отечественный опыт будет всесторонне осмыслен и взят на вооружение.

С этим же связана и попытка описания арт-терапии как мето­да и общественного, профессионального движения, имеющего оп­ределенные социальные задачи, которые она стремится решать в определенном культурно-историческом контексте. Пример арт-терапии — одной из новых специальностей, появившихся в по­следние десятилетия, весьма показателен в плане профессиональ­ной социологии. Гибко реагируя на динамично изменяющиеся на протяжении второй половины XX века социально-экономиче­ские, политические и культурные обстоятельства, арт-терапевты смогли создать высокодифференцированную систему услуг, оказываемых самым различным группам клиентов и категори­ям населения. При этом они всякий раз демонстрируют привер­женность гуманистическим ценностям, сознавая свою ответст­венность за здоровье людей, уважая их достоинство и стремясь быть открытыми для того, чтобы учиться, исходя из своеобра­зия образа жизни и культурного опыта своих клиентов, какими бы необычными они ни представлялись на первый взгляд.

Ныне спектр возможностей арт-терапии весьма широк и вклю­чает в себя не только осуществление лечебно-реабилитационной помощи пациентам с самыми разнообразными заболеваниями, но и помощь населению в условиях военных действий (как, напри­мер, на территории бывшей Югославии), реализацию функций медиации» в различных конфликтах, работу с правонарушителя­ми, лицами с алкогольной и наркотической зависимостью, детьми и подростками с эмоциональными и поведенческими нарушения­ми, семьями и «малыми сообществами» граждан, объединенных по религиозным, этническим и иным социальным признакам, и многие другие возможности.